Вадим Олерис

Вахтовики Титана

Аннотация (возможен спойлер):

Что такое космос?
Тёмная пустота, где никто не услышит твой крик? Поле битвы для флотов галактических империй? Дом злобных чужаков, мечтающих поработить Землю?
Для героев этого рассказа космос - место работы. Привычное. Опасное. Прекрасное.

[свернуть]

 

 

3 декабря, пятница

07:01 стандартного времени

 

... бзззз... бзззз... бзззз...

По-комариному настырный звук лез в уши, вытягивая человека из сна.

- Да чтоб тебя, - Арсений потянулся и хлопнул ладонью по кнопке выключения будильника, после чего сел на койке, потирая ладонями лицо и зевая.

Небольшая каюта была залита ярким светом и трелями птиц. За полчаса до установленного времени пробуждения система включала свет, который постепенно разгорался, имитируя рассвет, и звуки природы, тоже нарастающей громкости. Предполагалось, что это поможет просыпаться с легкостью, не прибегая к резкой побудке классического будильника. Однако сработавший зуммер ясно дал понять, что все эти ухищрения не помогли.

Арсений встал и прошлёпал босыми ногами в крохотный санузел.

 

3 декабря, пятница

07:22 стандартного времени

 

Через двадцать минут после подъёма Арсений, по-прежнему зевающий и мрачный, зашёл в кают-компанию, которая служила также и столовой их маленькому экипажу. За столом уже завтракал Андрей, по обыкновению уткнувшийся в лежащий на столе планшет, по которому прокручивались строки кода. Системный администратор и программист экипажа не глядя откусывал от бутерброда с колбасой и запивал кофе из большой кружки с надписью "sudo make me coffee". На секунду оторвав взгляд от экрана, Андрей поприветствовал коллегу.

- Поздно ты сегодня.

- Угу, - буркнул Арсений, подходя к кофемашине. - Еле проснулся. Где Серёга?

- Уже ушёл. Вчера говорил, что ему кажется, будто второй шлюз давление травит. Так что сегодня он поднялся часов в пять, чтобы поработать, пока шлюз не используется.

- Кажется?

- Ну, показания манометров в пределах нормы, но ты же знаешь Серёгу. У него чуйка. Он механизмы чувствует, так что я склонен доверять его мнению.

- Да уж, не хотелось бы поймать проблему со шлюзом за три дня до окончания смены.

- На этот случай у нас есть ещё один шлюз. Так что взаперти на станции не останемся, не волнуйся.

- Я не об этом. Вообще не хочется проблем. И тем более не хочется оставлять их сменщикам. Знаешь же, что это примета плохая. Да и нам ни к чему. Я лично вымотался, честно признаюсь. У меня уже соображалка не работает, чтобы за живучесть бороться.

- Ты излишне пессимистичен, - укорил коллегу Андрей. - Уверен, что витаминов в рационе хватает?

- Да. Просто устал в эту вахту. Двенадцать выходов наружу. Двенадцать! Это получается в среднем раз в неделю. Замена радиатора на реакторе. Тогда даже Серёга весёлость растерял. И ещё в оранжерее этот чёртов датчик влажности так и глючит, и я не понимаю, почему. А ты как?

- А чего я? - пожал плечами программист. - У меня что тут работа, что на Земле - сиди, смотри в экран. Если в окошко не выглядывать, так и забыть можно, где находишься. До сих пор удивляюсь, зачем нас, программистов, все еще отправляют на вахты. Основные программы отлажены, патчи можно и удаленно накатить.

- Чтобы после этого патча мы не оказались на мёртвой станции с неработающей антенной, - объяснил Арсений. - Если ты на месте, то можешь сделать необходимое воздействие оперативно, с полным контролем, и без нужды в канале связи.

- Эй, да когда были такие случаи? - возмутился Андрей. - Знаешь ли, тесты не просто так придуманы.

- Два года назад. Обновление прошивки для буксиров привело к потере навигационными компьютерами звёздных координат. Пока не откатились, ни один буксир не мог стартовать, прибыть или сменить курс без прямых команд. Повезло еще, что без жертв обошлось.

- Это был единичный случай. Было проведено расследование и приняты меры, чтобы подобного не повторилось.

- Тем не менее это было. И если такого не будет, то будет что-то другое. Обязательно. По закону Мерфи. И вообще - ты тут на месте сразу видишь, что и как работает, и можешь внести поправки, основываясь на своем понимании, а не на наших пересказах и хотелках. Ты же за эту смену вроде поднял производительность?

- Это да, - повеселел Андрей. - Я оптимизировал участок кода, и производительность драг увеличилась на пять процентов! Меня уже похвалили из управления, и внесли мой код в заводскую прошивку.

- Ну вот видишь, какой ты молодец! Я всегда говорил, что в поле завсегда виднее, чем из кабинета.

За дверью послышался шум и через несколько секунд в кают-компанию ввалился третий член их маленького экипажа. Высокий и широкоплечий Сергей был механиком от бога, и Арсений с Андреем искренне считали, что им очень повезло быть с ним в одной команде, ведь Сергей мог починить все, что угодно. Но только по механике, как всегда уточнял он сам. Впрочем, для софта и коммуникационных сетей тут был Андрей. А для электрики и вообще всего - сам Арсений, инженер-наладчик и ответственный за всё.

Сейчас раскрасневшийся инженер-механик затаскивал в помещение бухту уплотнителя и очень напоминал добродушного дядьку-лесника, который с мороза заходит в избушку с елкой. Или даже самого деда Мороза с мешком подарков. Такой же большой, озарённый внутренним светом, наполняющий помещение ощущением праздника и радости.

Впрочем, механик никаких подарков не принёс, кроме разве что уверенности в исправности шлюза. А раскраснелся от долгой работы в духоте.

- Даров, - поприветствовал Сергей завтракающих коллег. - Чё как?

- Да всё то же. Как сам? Нашёл утечку?

- Нашёл, - довольно хмыкнул механик. - Я же чуял, что травит. Хоть мелкая, но трещина в уплотнителе.

- Здорово. Может заодно найдёшь, почему датчик в оранжерее глючит? - без особой надежды поинтересовался Арсений.

- Не, ты же знаешь, электричество - это не ко мне. Я только с пластиком и железом работаю. Ну и с деревом ещё, да где его тут достанешь.

- Ладно, это я так... Просто спросил.

- Да забей ты на этот датчик, - посоветовал Андрей. - Сколько ты с ним ужё возишься, неделю? На работу не влияет.

- Вообще-то влияет. Но да, не сильно. А датчик просто бесит. Он же рабочий, потому что ставлю другой - и тот ведёт себя так же. Ну или у меня все запасные датчики бракованные. Или они все ломаются при установке. А не должны же. Я не понимаю, в чём причина, и это бесит. И он глючить начал десять дней назад, так что я уже не могу попросить прислать гарантированно рабочий со следующей сменой. А значит, если не исправлю - то сменщикам придется с этим разбираться, заказывать доставку с одним из буксиров. А может случиться и так, что его смогут отправить только со следующей сменой, то есть с нами! В итоге один копеечный датчик превратится в эпопею на несколько месяцев. Оставил подарок ребятам на новый год, называется.

- И что именно тебя напрягает: то, что ты оставляешь им проблему, или вероятность того, что кто-то другой сможет починить то, что не смог ты? - проницательно поинтересовался Андрей.

- Оба, - признал Арсений.

Сергей уже отнёс материалы на склад и вновь вернулся в кают-компанию, где жадно приложился к кулеру с холодной водой. Залпом выпив три стакана, механик обернулся к коллегам.

- Вы как хотите, а я сейчас иду в душ, а потом уже дальше работать, - объявил он. - Что у нас дальше по планам?

- Да ничего особенного, - пожал плечами Арсений. - Три дня до прибытия смены. Проверяем загрузку материала, смотрим, чтобы ничего не сломалось. Скука и рутина.

- А вот тут ты ошибся, - заметил Андрей, первым увидевший в строках кода разразившуюся проблему.

 

3 декабря, пятница

08:02 стандартного времени

 

Компьютеры на станции издали предупреждающий сигнал, сообщая о чрезвычайном происшествии. Мигнуло освещение, привлекая внимание экипажа.

- Что случилось? - кинулся к ближайшему терминалу Арсений, стараясь собственными глазами увидеть причину тревоги. - Попадание метеорита?

- Проблема не со станцией, - откликнулся Андрей. - Мы в порядке. Пропала связь с одной из драг на поверхности.

- Чего?

- Драги. Одна исчезла. Драга-18, если быть точным. Море Лигеи.

- Куда могла исчезнуть драга?

- Точнее будет не "куда", а "откуда". Из сети она исчезла. Все её антенны молчат, никакой связи ни в каком диапазоне нет. Я полагаю, это более вероятно, чем то, что драга вообще исчезла физически с Титана. Хотя исключать такого тоже не буду. Всё же одновременный выход из строя всех антенн лишь чуть более вероятен, чем пропажа драги целиком.

- Есть визуальный контакт со спутника?

- Нет. Ближайший через двадцать шесть минут. Она была как раз вне присмотра.

- Что с ней случилось?

- Неизвестно, а гадать не хочу. Я ведь давно говорил, что мало спутников для контроля. И вот пожалуйста - пропала радиосвязь, а визуального контакта нет.

- Может быть она утонула? - спросил Сергей. - Они же по морю плавают всё-таки. То, что плавает, может и утонуть.

- Ну... - Арсений задумался. - Чисто теоретически такое возможно. Но с чего бы? Что может потопить драгу? Это же немаленькая штука.

- Шторм? - предположил Андрей. - Хотя нет, мы бы его увидели заранее на радаре. Или вовсе глазами.

- Кракен, - убежденно заявил Сергей. - Гигантский кракен. Он спал на дне много веков, пока драга его не разбудила. Тогда кракен поднялся со дна и утащил драгу под воду. Под метан, в смысле.

Коллеги механика немного помолчали. Потом Арсений произнёс:

- Тогда у нас большие проблемы. Потому что разбираться с кракеном придётся нам.

- Не нам, а вам, - уточнил Андрей. - Через полчаса будет картинка, а потом инженеру-наладчику все равно придётся отправляться на поверхность, чтобы определиться на месте. А инженер-наладчик - это ты. Так что после того, как примешь душ - готовь челнок, Серёга.

- Проклятье! Я слишком стар для этого дерьма! - в сердцах воскликнул Арсений. - Мне ведь оставалось всего три дня до пенсии!

- Эта шутка не была смешной ещё в прошлую вахту, - бессердечно заметил программист.

- А мне понравилось, - не согласился Сергей, который понял, что прямо сейчас никакой срочной реакции на проблему не требуется, и отправился в душ. - Эта шутка как никогда уместна.

- Зато сама ситуация излишне неуместна, - вздохнул Арсений. - У нас хоть что-нибудь есть? Логи?

- В логах чисто, - покачал головой Андрей. - Обычный поток телеметрии, и сводки состояния, которые драга посылает каждые десять минут. Температура, давление, скорость, координаты, уровень забора жидкости, заполненность бункеров продукции... И семь минут назад все обрывается, сводка соответственно не приходит.

- На что-то наткнулась?

- Если только правда на кракена. У неё же радары и лидары. Драга видит, куда направляется. Если препятствие - то внезапно возникшее. И сразу потопившее, к тому же.

- Упавший метеорит?

- Представляешь шансы, чтобы метеорит упал так чётко? Да и чего гадать, скоро увидим. Кое-кто даже своими глазами.

- Хорош подкалывать. Иду я уже одеваться.

- Опаньки, подожди секунду. Глянь сюда. Что видишь?

Арсений заглянул через плечо товарища в планшет. Одинаковые строчки показывали положение и состояние драги.

- А что я должен видеть?

- Вот, - палец программиста упёрся в строчку. - Эти цифры - координаты драги в пространстве. Сравни с предыдущими.

- Так, так... Стоп. Это что, по вертикали?

- Именно. Высота над уровнем моря.

- Три метра?!

- Да, менее чем за секунду драга поднялась на три метра, а потом связь исчезла.

- Либо наши драги научились летать, либо там и правда внезапно всплыл кракен. Либо это глюк программы.

- Понимаю, к чему ты клонишь, но даже если так, системный администратор по инструкции не отправляется на поверхность.

- То есть ты признаёшь, что это может быть глюк навигации?

- Я этого не исключаю, - пожал плечами Андрей. - В той же степени, что и кракена. Без дополнительных данных мы просто гадаем. Наберись терпения.

Арсений вздохнул и пошел готовить скафандр для выхода на поверхность.

 

3 декабря, пятница

08:25 стандартного времени

 

- Три минуты до получения картинки, - объявил Андрей. - Вывожу на экраны.

На большом экране в кают-компании появилось синтезированное из нескольких диапазонов изображение поверхности Титана, поступающее с низкоорбитального спутника.

- Вот квадрат работы драги. Даю увеличение.

Экран заполнился видом зеркально-гладкой тёмной поверхности метанового моря Титана.

- Полный штиль.

- Вот она!

На мониторе появилась драга, медленно дрейфующая по поверхности моря. Программа центрировала изображение на корабле всё время, пока тот находился в поле зрения пролетающего спутника. Когда же камера ушла за горизонт, Андрей зациклил на экране повтор снятого видео.

- Эмм... Внешне повреждений не видно, - осторожно отметил Арсений. - Драга на поверхности, целостность визуально не нарушена.

- Вот только она молчит и ни огонька на борту.

- Кракен спрятался внутри и ждёт добычу. Мягонького тёплого человека, который сам придёт к нему на обед.

- Очень смешно, - буркнул Арсений. - Учитывая, что я туда и отправляюсь.

- На тебе же скафандр, - напомнил Андрей. - Прежде чем он растворится в желудочных соках, кракен умрет от голода.

- А прожевать? - напомнил Сергей. - У них же зубы в три ряда! Они просто разорвут скафандр.

- Господи, да о чем вы?! У кого зубы в три ряда?

- У кракена... Ты чего такой нервный? Реально думаешь, что там тебя кто-то поджидает? Арсюха, это ж Титан! Пятнадцать лет исследований и разработок, и ни одного самого завалящего микроба. Да если там кто-то есть - это будет главное открытие века во всей Солнечной системе!

- Извините, ребята. Я правда устал, - признался Арсений. - Давайте уже начнём. Чем быстрее сделаем, тем быстрее я вернусь и лягу спать.

 

3 декабря, пятница

08:48 стандартного времени

 

Арсений загерметизировал шлем скафандра и в сопровождении Сергея дошёл до шаттла. Механик помог ему устроиться в кресле, затянул ремни безопасности, хлопнул по плечу и показал большой палец. Затем вылез и закрыл люк снаружи. Арсений остался один, перед ним ожил монитор, из подлокотника выдвинулся джойстик управления. На мониторе показывался вид на челнок с камеры на станции, схематичное изображение ориентации корабля, просчитанный коридор снижения на планету.

- Проверка связи, - раздался в шлеме голос Андрея. - Системы шаттла инициализированы и докладывают о готовности. Коридор снижения рассчитан. Ты спустишься до сотни метров над уровнем моря и затем примешь управление. Если драга действительно в порядке, то сможешь совершить посадку прямо на неё и осмотреться на месте.

- Понял.

- Шлюзы герметичны. До отстыковки три... два... один... Свободен.

С мягким толчком шаттл отделился от станции. Пыхнули маневровые двигатели, стабилизируя корабль. Отделившись от вращающейся станции с её имитацией гравитации, Арсений оказался в невесомости. Это ощущение так и не стало для него привычным, каждый раз вызывая маленькую панику. Арсений никому не рассказывал об этом, да и давно научился быстро подавлять неприятные ощущения.

- До включения основного двигателя три... два...

Заработал главный двигатель шаттла, тормозя орбитальную скорость и посылая кораблик к плывущим внизу углеводородным облакам Титана. Арсений краем глаза продолжал следить за показаниям приборов, но пока всем заправлял автопилот, основное внимание человека было направлено на картину в небольшом иллюминаторе перед ним.

Эта картина стоила всех неприятных ощущений, всей накопленной усталости, всех трудностей и всех опасностей. Это был космос во всей своей красе. Вековая мечта человечества разворачивалась перед глазами Арсения.

Уже не в первый раз Арсений задумался, почему же виды космоса кажутся человеку столь прекрасными. Ведь они эволюционно не близки нам. Тысячи лет наш вид развивался в других условиях, с другим ракурсом зрения на мир, с другими привычными пейзажами. Почему же тогда вид на Землю из-за атмосферы столь притягателен? Почему нам кажутся безусловно красивыми кольца Сатурна, Крабовидная туманность и галактика Андромеды? Почему вообще звёздное небо, эта бесконечная чёрная пустота, полная звёзд, так манит взоры и мысли?

Скорость шаттла упала достаточно для того, чтобы сойти с орбиты и погрузиться в атмосферу Титана. Двигатель продолжал работать, тормозя корабль ещё сильнее. Скоро корабль перейдёт от баллистического спуска к аэродинамическому полёту. Плотная атмосфера Титана позволяла пользоваться крыльями, что очень помогало человечеству при освоении спутника Сатурна.

Гул двигателя поменял тональность. Теперь реактивная масса направлялась иначе, и шаттл летел по-самолётному. Внизу показалась тёмная поверхность моря. Компьютер подсветил на мониторе ещё не видимую глазом драгу.

- Две минуты до точки переключения, - предупредил Андрей. - Будь готов принять управление.

- Подтверждаю готовность, - откликнулся Арсений, концентрируясь на предстоящей задаче.

Шаттл замедлился почти до полной остановки и завис на струях газа немного в стороне над драгой. Арсений осторожно наклонил джойстик, посылая корабль в плавный облёт драги по широкой дуге. Плавучий завод осматривался глазами, видеокамерами и радарами. Опыт экипажа и компьютерный анализ оценивали состояние.

- Структурных повреждений не выявлено, - огласил результаты анализа Сергей. - Выглядит достаточно прочной, чтобы садиться.

- Вас понял, сам согласен. Сажусь.

Арсений подвёл шаттл к посадочной площадке на корме драги и мягко опустил его вниз. Было слышно, как скрипнули полозья шасси, принимая на себя вес шаттла.

- Ну ты прямо как на тренажёре, показательная посадка, - похвалил коллегу Андрей.

- Спасибо. Готовлюсь к выходу из шаттла, - откликнулся Арсений, отстегивая ремни. В отличие от станции, где центробежная сила почти равнялась земной силе тяжести, на Титане было очень легко. В семь раз легче, чем на Земле.

Арсений покинул шаттл и немного постоял рядом с ним, привыкая к весу тела. Не хотелось шагнуть с привычным усилием и улететь за борт. Одновременно инженер осматривался.

- Что видишь? - поинтересовался Андрей с орбиты.

- Драга цела, но полностью обесточена и выключена. Не работает вообще ничего. Вокруг тихо и спокойно. Из странного - видны лужи на палубе.

- Лужи чего?

- Метано-этановая смесь. Анализ не проводил, но это с очевидностью углеводороды из моря вокруг.

- Ты не находишь это странным?

- Не более, чем прыжок драги на три метра вверх.

- Думаешь, было что-то вроде дождя? Всё-таки был шторм?

Арсений посмотрел на небо, высоко в котором плыли углеводородные облака.

- Возможно. Но это не объясняет прыжок.

- Волна, - предположил Сергей. - Я читал, на Земле в океанах бывают внезапные волны-убийцы. Типа цунами, но в открытом море. Они высокие и внезапные. С легкостью могут перевернуть корабль.

- Теория интересная. Если не принимать во внимание то, что здесь таких не наблюдалось.

- Это ничего не значит. Всё когда-то бывает в первый раз. На Земле в них тоже сначала не верили.

- Иду внутрь, - сообщил Арсений.

Рубка управления драги не предполагала присутствие человека, поэтому не поддерживала пригодную для дыхания атмосферу. Однако была закрыта на замок. Это было давним источником удивления и шуток для вахтовиков. От кого закрывали рубки на безжизненной планете? Арсений поднёс наруч скафандра к считывающей панели, но ничего не произошло. Ожидаемо. Так что пришлось воспользоваться механическим ключом.

За дверью открылось тесное пространство, занятое прозрачными герметичными шкафами с компьютерами, сейчас тёмными. Лишь один небольшой монитор и несколько кнопок да портов доступа показывали, что драга вообще способна взаимодействовать с человеком напрямую.

- Драга полностью выключена. Двигатель заглушен. Компьютеры выключены, - доложил Арсений на орбиту.

- Что планируешь делать?

- Выключить и включить пробовали? - усмехнулся наладчик.

- Стой! - внезапно вскрикнул Андрей. - А не взорвётся?

Арсений на секунду задумался.

- Не должно. Если бы могло, уже бы взорвалось до отключения.

- Это если двигатель или цепи питания не были повреждены уже после отключения.

- В любом случае, я должен включить хоть что-то, чтобы понимать, с чем работать. Предстартовая диагностика систем не допустит запуска при серьезных повреждениях. Ну или хотя бы станет ясно, где проблема. А иначе мне придётся разбирать всё подряд, чтобы проверить. Я этим буду заниматься как раз до прибытия смены.

С этим словами Арсений нажал на кнопку запуска системы. Монитор мигнул, по нему побежали строки загрузки. В компьютерных шкафах замигали индикаторы. Сквозь корпус драги прокатилась дрожь запускающегося мотора.

- Включилось.

- Есть сигнал с драги, - откликнулся Андрей с орбиты. - Она вновь в сети, запускаю полную диагностику.

Арсений тем временем вытянул из наруча кабель и вставил его в разъём драги. На внутреннем дисплее шлема побежали строчки диагностики, которую запустил программист. Параллельно наладчик скопировал память драги на носитель скафандра.

- Диагностика показывает, что всё в порядке, - доложил Андрей. - Все системы работают нормально. Драга просто выключилась, и за время бездействия немного отдрейфовала в сторону от последних координат. Сейчас скомпенсирует ошибку и продолжит работу. Эээ... Это что, всё?

- Вроде того, - согласился Арсений, отключаясь от драги, гася монитор и закрывая за собой дверь рубки.

Вернувшись к шаттлу, инженер еще раз огляделся вокруг, осматривая мутный оранжево-серый пейзаж вокруг.

- А ведь если подумать, - произнес Арсений, - это и есть типичная работа наладчика. Приехать в какие-то Дальние Гребеня, где стоит оборудование, нажать кнопку перезагрузки, и ехать обратно.

- Ха-ха. Главное, чтобы тебе назавтра не пришлось ехать туда снова, - обломал радость коллеги Андрей.

- Это да. Теперь твоя работа - прошерстить логи и выяснить, что произошло.

- Уже начал.

Шаттл оторвался от площадки и начал медленно разгоняться, по широкой спирали набирая высоту. Вскоре атмосфера осталась за кормой, а впереди раскинулся бархат космоса. Двигатель продолжал работать, разгоняя шаттл до орбитальной скорости.

- Ты в зоне станции, - сообщил Андрей через несколько минут. - Расчёт стыковки произведен. Поднимешься на борт минут через двадцать.

- Есть новости по драге?

- Пока нет. Я должен и за тобой приглядывать, так что извини, что не полностью вникаю в логи.

В иллюминаторе шаттла показалась станция. Арсений мог бы сам поизучать за эти двадцать минут показания датчиков, но как обычно он решил оставить разбирательства с цифрами на потом. Станция продолжала восхищать его даже после нескольких вахт. Колесо с четырьмя спицами обманчиво медленно вращалось на фоне черноты космоса. В ступице этого колеса находился реактор, ощетинившийся панелями радиаторов. Рядом со станцией висела в пустоте пойманная комета, снабжавшая обитателей станции водой и кислородом. Глыба льда была окутана паутиной перерабатывающей установки и привязана к станции пучком трубопроводов.

По другую сторону от станции висели в космосе гроздья оболочек, наполненных продукцией. Смыслом и целью существования станции на орбите Титана. Тысячи и тысячи тонн пластиковой нити, сырья для многочисленных принтеров по всей Солнечной системе. В зависимости от цвета оболочки содержащаяся нить имела различные свойства, позволяющие создавать из нее всё необходимое для жизни человечества. Из этих нитей будет создана одежда, предметы быта, мебель, игрушки, корпуса кораблей, скафандры... Арсений усмехнулся, бросив быстрый взгляд на рукав своего скафандра. Он тоже был создан из этой нити, так что спуск на Титан был для скафандра своего рода возвращением домой... и даже электроника и мониторы. Почти всё печаталось из этих пластиковых нитей.

Забавно, что раньше люди боялись пластика, причём обоснованно. Боялись того, что пластиковый мусор похоронит под собой всю планету. А теперь пластмассы стали основой цивилизации. Каменный век, бронзовый век, железный век. Теперь со всей очевидностью настал Пластиковый век. И всего-то нужно было найти способ утилизировать этот пластик после окончания службы. Ответ, как бывало не раз, пришёл из самой природы. С небольшой помощью генетиков. Специально выведенные бактерии разлагали пластик на углерод, водород и кислород, которые тоже находили своё применение. Иногда даже для создания новых пластиков. Впрочем, пока у человечества был Титан, с его огромными запасами углеводородов, буквально валяющихся на поверхности, проще было создавать пластик там.

Для этого и бороздили моря Титана огромные драги, а по дюнам ползали краулеры. Морские и наземные автоматические сборщики материала, они же заводы, перерабатывающие углеводородное сырье в бесконечные нити пластика. Вертолётообразные дроны поднимали партии нитей на парящие в верхних слоях атмосферы дирижабли-хабы, откуда материал забирали орбитальные челноки.

Арсений увидел, как очередной автоматический челнок медленно приближается к запасам продукции. Под брюхом челнока виднелся огромный моток нити, и челнок в полёте медленно опутывал его сетчатой оболочкой нужного цвета, готовясь прицепить к грозди таких же. Красная. Значит, электропроводящая нить.

Пластиковый мир, вновь подумал Арсений. Когда-то это звучало ругательством. Теперь это звучит гордо. Композитные пластики с заданными свойствами и напечатанные из них метаматериалы с запрограммированной структурой. Универсальный материал, способный воплотить любую инженерную и дизайнерскую задумку.

Эти мысли отступили на задний план, когда всё поле зрения заняла станция. Основной двигатель уже уравнял скорость шаттла со станцией, и теперь маневровые короткими вспышками ориентировали корабль для стыковки.

- Станция, это Шаттл-один, прошу разрешения на стыковку, - послал традиционный запрос Арсений.

- Шаттл-один, стыковку разрешаю.

С чмокающим звуком шлюзы соединились. Арсений отстегнул ремни и пробрался к выходу из шаттла. В шлюзе инженер вновь вытянул из скафандра кабель и подключился к станции.

- Андрей, я скачал весь образ диска драги. Может там что интересное найдется, из того, что не попало в телеметрию.

- Окей, посмотрим.

Арсений снял скафандр и проследовал в душ. Не столько из-за пота и грязи, как по привычке. Смыть все после работы. Перезагрузиться.

 

3 декабря, пятница

13:03 стандартного времени

 

Когда освежившийся наладчик вновь зашёл в кают-компанию, в воздухе витали ароматы жареной курицы, разогреваемой в микроволновке.

- Ты как раз успел к обеду, - кивнул коллеге Сергей.

- Ага, я такой. Нашли что-нибудь?

- Нет пока, - Андрей, как обычно, не расставался с планшетом. - Это всё же драга, а не исследовательский зонд. Так что данных немало, но они довольно ограничены. Сейчас попробую преобразовать данные радаров и лидаров в картинку. Жаль, что на драги не ставят камеры, хотя понятно, что большую часть времени смотреть особо не на что.

Дзыньк!

Сергей достал из микроволновки курицу и сноровисто принялся разделывать тушку.

- Первый кусок - нашему герою-планетоходцу! - торжественно объявил механик, подавая Арсению тарелку с золотистой дымящейся грудкой и гарниром из гречки и салатом из свежей зелени.

- Спасибо.

Во время обеда экипаж не касался случившегося и болтал на отвлечённые темы. Практика показывала, что это наилучшая стратегия поиска решения. Дать себе возможность отдохнуть, подумать о другом, ну и конечно подкрепиться. Время разбирательств придёт позже.

 

3 декабря, пятница

13:41 стандартного времени

 

После обеда все трое уткнулись в логи драги в поисках ключей к пониманию случившегося.

- Ничего не предвещало, - через какое-то время изрек Андрей. - События, какими бы они ни были, развивались стремительно. Датчики зафиксировали изменение высоты на три метра, а затем всё отключилось.

- Отключилось из-за того, что драга поднялась? - уточнил Арсений.

- Не факт. Показания снимаются не постоянно, так что драга могла успеть вновь вернуться на поверхность, а уже потом отключиться. А что, это важно?

- Возможно. Зачем вообще драге нужны свои координаты?

- В смысле? Чтобы курс планировать.

- Угу. У меня есть теория, - признался Арсений. - Смотрите сюда.

- Что это?

- Газоанализатор. Зафиксировал резкое повышение уровня азота под драгой непосредственно перед инцидентом.

- Азота? Он там откуда?

- Да, я думаю, что произошёл взрыв азота под поверхностью моря. По той же схеме, что образовались озера в экваториальной зоне. Титан, как известно, периодически то нагревается, то остывает. Не быстро, в течение миллионов лет. Сейчас Титан слишком тёплый для существования на его поверхности жидкого азота, но так было не всегда. Во время эпохи похолодания азот доминировал в атмосфере вместо метана, выпадал осадками, собирался в лужи и подповерхностные резервуары. После начала потепления жидкий азот превращался в газ, и если превращался быстро, то происходили взрывы. Если жидкий азот оказывался в какой-то подземной полости, отрезанным от внешней среды, то он мог сохраняться в течение долгого срока. А потом, когда прогревался, взрывообразно испарялся. Так образовались озера с их характерной формой побережий. Вероятно, под дном моря сохранился такой же резервуар. И либо просто его время пришло, тем более сейчас в северном полушарии Титана как раз теплеет, либо драга своей работой как-то повлияла на него, вызвав выброс.

- Это бы объяснило прыжок драги. Она оказалась на верхушке взрыва или рядом с ним, волной её подняло ввысь.

- Да. Но это ещё не все. Что происходит после взрыва? Если со дна поднялся огромный пузырь газа, то при заполнении этого объема обратно жидким метаном могла образоваться воронка, в которую рухнула драга.

- Не понял мысли.

- В какой-то момент драга оказалась ниже уровня моря, - пояснил Арсений. - Что будет, если навигатор получит отрицательное число в координатах?

Андрей изменился в лице и запустил симуляцию драги, прописав отрицательное значение высоты в навигаторе. Виртуальный компьютер немедленно выключился, а на экране появилось сообщение о совершении недопустимой операции в симуляции.

- Твою ж!.. - в сердцах воскликнул программист. - Не верю.

- Бывает, - сочувственно кивнул Сергей.

- Уже можно сказать "а я говорил"? - поинтересовался Арсений. - Как обычно, кнопкодавы накосячили, а честному наладчику лезть на мороз и разгребать за ними.

- Не верю, - повторил Андрей расстроенно, изучая код программы. - Это же детская ошибка. Не предусмотрено отрицательное значение этой переменной, и даже никакой аварийной защиты нет.

- Логично. Это всё же драга, а не подводная лодка. Не предполагается, что она будет плавать ниже уровня моря, - попытался утешить коллегу Сергей.

- Да, но обезопасить программу от косяка во входящих - это же просто здравый смысл! Иначе получается вот это. Деление на ноль, блин.

- Угу. Кстати, поздравляю, коллеги. Мы стали свидетелями уникального явления. И выявили уязвимость в коде нашего оборудования. Это серьёзное достижение, без шуток.

- И заметьте, - добавил Сергей. - Как хорошо сработала механическая часть. Даже после взрыва под днищем драга осталась целой и полностью рабочей. Ну, корпус и движок. Наша драга оказалась взрывостойкой!

- Механикам как всегда респект, - кивнул Арсений. - А что скажут программисты?

- Я уже исправил этот участок, чтобы подобного не повторилось, - сообщил Андрей. - Конечно сомневаюсь, что подобное в обозримом будущем повторится, но всё же. Сейчас я накачу патч на все драги на поверхности, а потом опишу проблему и решение, и отправлю отчёт в управление. Признаю, это и правда интересный случай. Но такая детская ошибка!

 

6 декабря, понедельник

08:16 стандартного времени

 

Оставшиеся дни вахты прошли в обычной рутине. Команда получила благодарность с Земли за свою работу в инциденте с драгой. Драги же продолжали бороздить моря Титана, исправно поставляя пластик на орбиту.

И вскоре экипаж, прильнув к иллюминаторам, наблюдал прибытие межпланетного корабля со сменой.

Корабль больше всего напоминал рыбий скелет. На одном конце длинного ферменного хребта располагался ядерный реактор и сопла электромагнитных плазменных двигателей VASIMR, на другом конце - кабина экипажа. Плавниками вдоль хребта топорщились панели радиаторов охлаждения. Сейчас они были почти черными, так как реактор был переведён на режим малой мощности. Во время полёта, когда реактор будет работать в полную силу, радиаторы раскалятся до желтизны.

- Станция Титан-один, вызывает буксир "Знамя победы", как вы там, не пали жертвами чужих? - раздался весёлый голос из динамиков.

- Здорово, Саня! - откликнулся Арсений. - Кончай шутить и перебирайтесь на станцию, моему выводку нужно свежее мясо, чтобы отложить яйца!

Далее последовала извечная суета пересменки. Одна вахта сдавала дела, другая принимала. Сотни технических моментов, о которых надо упомянуть, сотни вещей, в наличии которых надо убедиться. Сменщики уже были в курсе истории с драгой, и искренне завидовали коллегам, которые вписали свои имена в историю, пусть и маленькими буквами. Впрочем, смене оставалась возможность тоже войти в учебники, решив Великую Загадку Датчика Влажности.

Всё время, пока люди передавали контроль, техника продолжала заниматься делом. Автоматические шаттлы прицепили гроздья пластиковых катушек к хребту буксира. А рядом со станцией уже начали формироваться новые запасы.

 

7 декабря, вторник

09:00 стандартного времени

 

На следующий день после прибытия смены Арсений, Андрей и Сергей покинули орбитальную станцию и расположились в кабине межпланетного буксира, который на предстоящие пятнадцать дней станет их домом. Кабина представляла собой три маленькие персональные каюты и один общий отсек. Тоже небольшой. Не бог весть что, но вполне комфортно.

- Ну наконец-то, - проворчал Арсений, когда запустились маршевые двигатели буксира, и появившееся ускорение придало всему привычный вес. - Можно пойти, рухнуть на койку и спать!

- Тебе надо подать заявку на гибернационную камеру, соня, - посоветовал Андрей.

- Нее... Там не сон, там застывание в холоде, никакого кайфа. А тут я буду именно спа-а-ать, - мечтательно протянул Арсений. - Буду просыпаться, и снова засыпать, зная, что до будильника еще до-о-олго! А когда я всё же проснусь - я встречусь с семьей. Это ли не счастье?

- Это что, мы для тебя уже не достаточно хорошее зрелище при пробуждении? - делано возмутился Сергей.

- За три с половиной месяца я соскучился по жене, а ты мне её не заменишь, уж извини, - усмехнулся наладчик. - А ещё больше я соскучился по малышам. Мы запланировали их в Луна-парк свозить после нового года. Ваньке скоро десять исполнится, так что вот на день рождения.

- Да, хорошо, - согласился Сергей. - Самый классный возраст. Уже не младенец, но ещё и не подросток. Моей-то уже почти семнадцать, так я её и не вижу практически. Постоянно на каких-то проектах, в своей тусовке. В прошлый отдых всего один раз домой заскочила, и на следующий день улетела на Тихий океан, на подводную ферму, изучать рыбок. Выкладывала фото оттуда, видно, что довольна. Надеюсь, хоть сейчас увидимся, у неё как раз заканчивается тот проект.

- Ну, начались олдовые разговоры про детей, - фыркнул Андрей.

- Ничего, свои будут - поймёшь. Арсюха, а чего там на Луне, уже построили лифт? Я как-то не видел новостей об окончании.

- Не, вроде ещё строят. Я как-то не интересовался специально, а новостей тоже не видел. Наверное, если бы построили, кричали бы везде. Может быть, проблемы нашлись, вот и медлят.

- Если уж на лунном проблемы, то земного мы точно не дождемся.

- Ладно, полечу, так гляну, чего там. Потом расскажу. Если сам не найдешь в сети к тому времени.

И потянулись дни безделья. После напряжённой работы на станции это казалось необычным. Буксир шёл на автопилоте, все системы работали штатно. Периодически части груза отстреливались в стороны, по просчитанным траекториям, на другом конце которых их подберут шаттлы орбитальных фабрик Юпитера, пояса астероидов и Марса.

В середине полёта буксир включил маневровые двигатели и развернулся на сто восемьдесят градусов, соплами к Земле. Началось торможение.

- Ну всё, экватор преодолели. Почти дома.

А затем пришла печальная новость. На юпитерианской станции "Хон Лон 5" произошла утечка охладителя и взрыв реактора. К сожалению, не обошлось без жертв, и несмотря на быстро прибывшую помощь с других станций, максимум, что удалось сделать - эвакуировать выживших. Сама станция потеряла контроль, сошла с орбиты и через пару дней исчезла в атмосфере газового гиганта. Арсений, Сергей и Андрей молча смотрели репортажи, тяжело переживая трагедию. Говорили, что неожиданно мощное электромагнитное возмущение вывело из строя насосы станции. Лишнее напоминание, что работа в космосе - это всегда работа на грани. Какими бы совершенными ни были технологии. Какими бы квалифицированными специалисты. Какими бы строгими меры безопасности. Каким бы привычным не стал космос, он навсегда останется опасной средой. В которой всегда есть место ошибке. Есть место случаю. Впрочем, так было во всей истории человечества, и никогда опасность не останавливала прогресс.

 

22 декабря, среда

15:41 стандартного времени

 

- Знаете, что мне не нравится? - спросил Арсений на пятнадцатый день, когда корабль уже пересёк орбиту Луны. - Что мы вечно прибываем на место спиной вперед. Нет того ощущения "Земля прямо по курсу!" Ну, как у мореходов древности. Нет постепенно приближающегося голубого шарика. И с Титаном так же. Летишь, летишь. Всё, выходи, приехали.

Буксир остановился на высокой орбите, после техосмотра ему предстоял следующий рейс. Автоматические шаттлы принялись отцеплять и оттаскивать катушки пластика. Часть из них отправится на орбитальные фабрики Земли и Луны, а часть покроют термостойкой оболочкой и скинут на Землю, как сырьё для частных принтеров. Экипаж на пассажирском шаттле перелетел на хабовую станцию. Им предстояло сдать обмундирование и пройти медосмотр.

После нескольких часов оформления формальностей Арсений, Андрей и Сергей сердечно попрощались друг с другом. Через два месяца они встретятся здесь вновь, чтобы отправиться на следующую вахту на Титан. Но сейчас их дороги расходились на разные континенты.

Арсений занял место в шаттле, который отвёз его на северо-западный край Евразии. Головокружительный спуск в окружении языков пламени, и вот уже за стеклом обычный вид с высоты десяти километров, почти как в самолете. Так же по-самолетному буднично шаттл приземлился в аэропорту.

Арсений медленно шёл к выходу. Благодаря имитации гравитации на станции Титана и полёту с постоянным ускорением, за прошедшие четыре месяца он очень мало находился в невесомости. Так что привыкать к Земле почти не требовалось. Если только чуть-чуть. На те самые один-два метра в секунду в квадрате, на которые отличались искусственные аналоги гравитации. Забавное ощущение. Вроде всё в порядке, но чуть-чуть не то. Лёгкая рассинхронизация. Арсений знал по опыту, что уже через пару дней это пройдёт.

А потом всё забылось, потому что на выходе из аэропорта его встречали жена и двое детей, тут же заключившие папу в объятия. И только тогда Арсений почувствовал, что всё, вахта закончилась, он - дома.

 

Но через час, когда электропоезд бесшумно нёс их сквозь снежную ночь, дети уснули, а Арсений с женой, обнявшись, болтали обо всем сразу и ни о чем конкретно, как это бывает у близких людей, которые давно не виделись, в окно подмигнул всеми цветами радуги Сириус. И мысль промелькнула в разуме инженера, откликаясь на это подмигивание.

Дома ли?

2019